Они пройдут в Дагомысе с 1 по 11 июня. Донской регион на «Белой Ладье» представит команда таганрогского многопрофильного образовательного лицея № 4.
Отметим, что в ее составе юные, но уже довольно опытные турнирные бойцы – они имеют награды городского, областного и всероссийского уровней. Это пятиклассница Дарья Шевцова, четвероклассник Даниил Черных, восьмиклассник Федор Башев и Егор Блохин из второго класса.
Таганрогские ребята путевку в Дагомыс получили благодаря победе на областных командных соревнованиях. Причем Дарья и Егор стали на этом отборочном турнире чемпионами и в личном зачете. Егор показал лучший результат среди шахматистов, игравших на вторых досках. А Дарья была лучшей среди тех, кто выступал за четвертыми досками.
Желаем им повторить свой успех и на турнире в Дагомысе: чемпионство на своих досках в финале «Белой Ладьи» даст путевку в Высшую лигу России, куда из многих тысяч претендентов попадают лишь единицы.
«Серебро» на областной «Белой Ладье» досталось команде ростовского лицея №33, за которую выступали Вадим Васильченко, Егор Левит, Артем Мнацакян и Мария Тулаева. Командную «бронзу» увезли домой члены сборной азовской школы № 9 Владислав Невольский, Алина Чумакова, Лилия Гепта и Юлия Евтеенко.
Напомним, что ранее во всероссийский финал «Белой Ладьи» (с 2015 года он получил статус международного) выходила команда таганрогской школы №10. И вот спустя время новый успех юных шахматистов из приморского города. Поздравляем!
Педагогам помогут квалифицированно
Исполнительный директор Федерации шахмат Ростовской области Андрей ГРИВЦОВ:
– Спасибо редакции газеты «Наше время» за внимание к вопросам шахматного всеобуча. С учетом мнений, высказанных в публикациях, в которых авторы делятся практикой реализации проекта и анализируется ситуация, принято решение о создании регионального центра по всеобучу. О дате начала его работы сообщим дополнительно. Задача центра – оказать оперативную и квалифицированную помощь в случае ее необходимости любому педагогу, работающему по программе шахматного всеобуча, аккумулировать накопленные знания и опыт. С появлением такого центра, а создается он по инициативе президента ШФРО Арутюна Сурмаляна, дальнейшее продвижение всеобуча в Ростовской области приобретет более системный характер. На уровне шахматной федерации России наш регион считают одним из самых активных в развитии и популяризации шахмат. На ближайшем съезде шахматистов России члены донской делегации поделятся практикой своей работы по программе всеобуча. Приглашение для обмена опытом уже получено.Для обсуждения положительных моментов и работы над ошибками преподаватели шахматного всеобуча уже воспользовались площадкой межрегионального судейского семинара, который мы только что провели в Неклиновском районе.
Шахматный всеобуч завёл всех!
Учитель Белянской школы Константиновского района Сергей МЯСНИКОВ:
– В нашей школе уже сложилась определенная система занятий по шахматам. Причем наш всеобуч выходит за рамки начальных классов. Он завёл всех.
Во внеурочных рамках по программе всеобуча занимаются в 1–4, 6 и 8-м классах. Пятиклассники, увлекающиеся шахматами, посещают занятия в шестом классе, семиклассники и девятиклассники приходят на шахматные уроки к восьмиклассникам. В каждом классе проводится конкурс «Лучший шахматист». Турниры по шахматам в нашей школе идут весь год. Победители школьных соревнований затем принимают участие в районных соревнованиях.
Хорошо зарекомендовала себя рейтинговая система – практически каждый школьник благодаря шахматам стремится повысить свой показатель. Скажем, рейтинг третьеклассника Богдана Васильева заметно улучшился после побед над 22 учениками. Яркий пример для других. «Чем я хуже Богдана?» – думает каждый. Ребята стараются улучшить свои шахматные познания, а затем непременно сыграть с теми, кого еще не удалось победить, – буквально все с нетерпением ждут встреч с более сильным соперником.
Здорово помог в работе курс по программе «Методика обучения шахматной игре» на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
При обучении использовались техники так называемого коучинга «Колесо баланса», «Шкалирование 1-10», «Линия времени». Как и другие слушатели курсов, провел диагностику своей компетентности в шахматах по определенным показателям. Мы определяли, что конкретно надо предпринять для продвижения к заявленной цели, какими компетенциями овладеть на самих курсах и в ходе самообразования после них. Учитывалось всё – и практическая игра в шахматы, и решение шахматных задач, изучение тематической литературы, участие в семинарах, вебинарах, использование интернет-ресурсов. Очень благодарен председателю комиссии по шахматному всеобучу шахматной федерации РО Ольге Иконниковой, которая вела курс, за демонстрацию практического применения коучинга в обучении.
На практике эти модели и технологии в нашей школе теперь реально работают. Учащиеся сами ставят цели. Планируют, какими средствами и способами достичь их. Фиксируют каждый свой значимый шаг в «Дневнике юного шахматиста», являющемся авторской разработкой. Так что коучинг – это взрослый подход к детским шахматам. Ребятам он тоже пришелся по нраву. И при реализации шахматного всеобуча в нашей школе уже доказал свою эффективность. Она будет еще выше, когда в школу поступят учебники, демонстрационная шахматная доска и часы для контроля за временем игры. Ждем выделения средств на эти цели.
Проект вышел за рамки пилотного…
Заместитель министра общего и профессионального образования Петр СЕРОВ.
На недавние публикации «Нашего времени» по теме развития шахматного образования на Дону и, в частности, на статью «Шахматный всеобуч: что мешает проекту?» в № 75 от 21.02.2019, ответили из министерства общего и профессионального образования.
Заместитель министра Петр Серов привел такие данные: как пилотный проект шахматный всеобуч начинался в 2012 году с 79 школ. Уже первый год реализации проекта показал, что дети начали лучше рассуждать логически, развивать в себе способности к аналитике, привыкать стратегически мыслить.
Сегодня, отметил Петр Николаевич, шахматный всеобуч реализуется в первых классах 1086 муниципальных общеобразовательных организаций. Ежегодно обучение навыкам игры в шахматы проходят свыше 35 тысяч первоклассников. С ними занимаются более 1400 педагогических работников. Подавляющее большинство из них – учителя, остальные – педагоги дополнительного образования.
О росте популярности шахмат в донском регионе, по словам заместителя министра, также свидетельствует рост числа граждан, занимающихся этим видом спорта: в 2016 году – 42 900, в 2017 году – 49 500, в 2018 году – 54 5 тыс. человек.
Ростовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с Федерацией шахмат Ростовской области разработана программа по обучению навыкам игры в шахматы «Методика обучения игре в шахматы» на 72 – 500 часов обучения, пролицензированная Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области. Ежегодно в этом институте проходят обучение более 200 педагогов. Для их методической поддержки создан и действует интернет-ресурс «Методическое сетевое сообщество педагогов, организующих шахматный всеобуч».
По программе шахматного всеобуча занятия проводятся в учебных классах или помещениях школьных шахматных клубов.
В минобразовании Ростовской области также сообщили, что средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования по региону за 2018 год составила 28 105,9 рубля, или 105,4 % от прогнозной средней заработной платы учителей по Ростовской области за 2018 год (26 670,4 рубля) при целевом показателе 100 %.
Источник: Газета Наше Время